Методы оптимизации пагинации для SEO

Для успешного SEO-продвижения сайта необходимо избегать наличие внутренних дубликатов и низкокачественных страниц. Страницы пагинации могут восприниматься поисковыми системами частичными или полными дублями. И здесь возникает вопрос «Как правильно выполнить оптимизацию страниц пагинации?» Ранее мы уже рассказывали, как оптимизировать пагинацию на Opencart, в этой статье подробно разберем существующие методы.

Что такое страницы пагинации и зачем нужны?

Страницы пагинации — пронумерованные страницы одного раздела/категории или подкатегории. Разделение материала на страницы более удобно для восприятия большого объема данных как для пользователя, так и для скорости загрузки страниц сайта. Чаще всего пагинацию можно увидеть в интернет-магазинах, информационных ресурсах с большим объемом страниц.

Способы реализации пагинации

  1. Нумерация.

    Самый распространенные способ — информация в пределах одного раздела разбивается на пронумерованные страницы:

    нумерация страниц пагинации

  2. Алфавитная пагинация.

    Можно увидеть в справочниках, словарях и на информационных ресурсах:

    Алфавитная пагинация

  3. Датированная пагинация.

    Встречается на информационных ресурсах, где важна дата публикации:

    Датированная пагинация

  4. Кнопка «Показать еще» («Смотреть еще» или другие подобные слова).

    Такой функционал реализуется через AJAX. Контент подгружается после нажатия на кнопку. Довольно часто можно встретить комбинирование использования AJAX-прокрутки и пронумерованных страниц:

    кнопка показать еще

  5. Бесконечная прокрутка.

    Такой способ можно встретить на страницах социальных сетей: прокрутка новостных лент.

Проблемы с индексацией страниц пагинации

  1. Дублирование контента. Чаще всего можно увидеть, что страницы пагинации имеют схожий или даже одинаковый контент, как и на основной странице: title, заголовок h1, description, текст. Поисковые системы могут принять такие страницы за дубли и они будут конкурировать между собой, что может негативно повлиять на ранжирование сайта.
  2. Неправильное определение релевантной страницы в выдаче. Вместо первой страницы в выдаче может появиться любая другая страница пагинации.
  3. Трудности в индексации и расход краулингового бюджета. Роботам поисковых систем нужно тратить свои ресурсы на индексацию страниц сайта, замечая дублирующиеся страницы. В пределах одного такого ресурса они все реже возвращаются на сайт для повторения этой процедуры.Если подобная проблема не будет устранена, а только ухудшаться, то индексация сайта может вообще прекратиться.

Рекомендации Google по оптимизации пагинации

До марта 2019 года Google предлагал три способа оптимизации страниц пагинации:

  • бездействовать. Поисковик самостоятельно определит релевантную пользователю страницу;
  • создать страницу «Показать все». Формируется отдельная страница со всеми товарами, категориями. На нее прописывается атрибут rel=”canonical” со всех страниц пагинации (в том числе и с первой).
  • Применение атрибутов rel=”next” и rel=”prev”. Раньше Google рекомендовал использовать данный метод для оптимизации страниц пагинации.

Поисковик с помощью атрибутов next, prev понимал, что страницы идут одна за другой, и выдавал в поиске первую. Но эта директива сейчас не учитывается Google, об этом написали представители этой поисковой системы в марте 2019 года в официальном Twitter-аккаунте Google Webmasters.

Если вы уже внедрили атрибут rel=prev/next на своем сайте, то не спешите удалять, — пагинацию продолжают поддерживать другие поисковые системы, такие как, Bing. Также, Джон Мюллер не рекомендует избавляться от rel=prev/next.

Сейчас же, представители Google говорят, что страницы пагинации следует связывать между собой обычными ссылками. И этого хватит, чтобы поисковая система поняла, что это страницы пагинации.

Лучше всего, чтобы страница пагинации ссылалась только на одну следующую страницу, а не на несколько сразу. Если вы видите, что страница пагинации с большим индексом ранжируется лучше страницы пагинации с меньшим индексом, то проблема скорее всего во внутренних ссылках.

Рекомендации Яндекс по оптимизации пагинации

Яндекс рекомендует указывать атрибут rel=”canonical” со страниц пагинации на первую страницу категории. При такой оптимизации поисковый бот поймет, что первая страница будет главной и оставит только ее в поиске.

Методы SEO-специалистов для оптимизации страниц пагинации

Закрыть от индексации пагинацию с помощью тега <meta name=”robots” content=”noindex, follow” />

В данном случае роботы поисковых систем не индексируют страницы пагинации, но могут переходить по ссылкам, которые находятся на ней.

Плюсы:

  • самый простой и быстрый метод;
  • отличный способ исключить все страницы пагинации из индекса, при этом карточки товаров будут участвовать в индексе.

Минусы:

  • исключает контент из индекса на страницах пагинации, а ведь на многих типах сайтов страницы пагинации приносят трафик;
  • товары, которые глубоко находятся в каталоге, будут долго индексироваться, поэтому следует использовать xml-карту сайта. Как говорит Джон Мюллер: «Со временем follow станет для Google nofollow».

Атрибут rel=”canonical” на первую страницу со всех страниц пагинации

Основные моменты:

  1. Убрать ссылку на первую страницу пагинации «1» https://site.com/category/page-1/ со всех страниц категории. Страница пагинации «1» должна быть основная категория https://site.com/category/.
  2. Со страницы https://site.com/category/page-1/ настроить 301 редирект на https://site.com/category/
  3. Текст оставляем только на первой странице.
  4. Прописать уникальные метаданные, заголовок h1 для страниц пагинации на основе шаблона.

    Пример:

    Title:{Title основной страницы} – Страница №{Номер страницы}
    Description:{Description основной страницы} – Страница №{Номер страницы}
    H1: {H1 основной страницы} – Страница №{Номер страницы}

  5. Со всех страниц пагинации настроить rel=”canonical” на первую страницу категории. Например, на странице пагинации https://site.com/category/page-2/ должен быть атрибут <link rel=”canonical” href=”https://site.com/category/”/>.

Плюсы:

  • метод является рекомендацией Яндекс;
  • данные на страницах пагинации индексируются поисковыми системами.

Минусы:

  • может игнорироваться Google;
  • страницы пагинации всё-равно есть в индексе, но не все.

Атрибут rel=”canonical” со всех страниц пагинации, включая первую, на страницу со всеми товарами — pageall

Основные моменты:

  1. Создаем общую страницу со всеми товарами, например https://site.com/category/page-all/.
  2. Со всех страниц пагинации, включая первую страницу, настроить <link rel=”canonical” href=”https://site.com/category/page-all/” />.
  3. Текст стоит размещать на странице со всеми товарами и не дублировать его на страницах пагинации.

Возможные проблемы с реализацией:

  1. Страница должна быстро загружаться. Можно добавить кнопку «Показать еще» (название можно выбрать любое), при нажатии которой выводятся дополнительные единицы товара.
  2. На большинстве CMS-систем реализовать этот метод практически невозможно.

Плюсы:

  • рекомендация Google;
  • все содержимое пагинации будет в индексе через страницу «Смотреть всё»

Минусы:

  • может ухудшиться скорость загрузки страниц;
  • страницы пагинации всё-равно будут в индексе;
  • не на всех CMS можно реализовать.

Что не рекомендуем делать

  • ничего не делать. Бездействие может привести к появлению дублей. В результате поисковые системы могут индексировать нерелевантные страницы, выкидывать из индекса важные страницы. Наличие большого количества дублей может пессимизировать сайт в поисковой выдаче.
  • закрывать от индексации страницы пагинации в файле robots.txt. Таким образом может ухудшиться индексация страниц (товаров, статей), которые находятся на страницах пагинации.

Важно: страницы пагинации могут приносить трафик на сайт, поэтому, закрывая их от индексации, вы лишаетесь потенциальных клиентов.

Какие методы еще используются

Часто можно слышать об оптимизации страниц пагинации под разные запросы. При таком методе уникализируются страницы под поисковые запросы, прописываются метаданные и уникальные тексты. Такой метод затратный и может не дать нужного эффекта.

Здесь могут повлиять такие факторы:

  • наличие офлайн точки в городах, под которые затачиваются страницы;
  • наличие ассортимента;
  • трастовость ресурса.

Этот пример оптимизации страниц пагинации сделан на сайте rozetka.com.ua, но не стоит забывать, что это ROZETKA и сайт в ТОПе может быть уж совсем по другим причинам:)

Преимущества и недостатки методов оптимизации страниц пагинации

Стратегия
Преимущества
Недостатки
Использование тега <meta name=”robots” content=”noindex, follow” /> на страницах пагинации. Исключается проблема дублирования.

Данные индексируются на страницах пагинации.

Потеря ссылочного веса с внешних ресурсов в случае их наличия на странице пагинации.
Настроить атрибут rel=”canonical” на первую страницу. Является рекомендацией Яндекс.

Данные индексируются на страницах пагинации.

Может игнорироваться Google.
Настроить атрибут rel=”canonical” на страницу со всеми товарами pageall. Является рекомендацией Google.

Исключается проблема дублирования.

Не на всех CMS можно реализовать.

Для сайтов с большим ассортиментом товаров такой вариант не подойдет.

Ничего не делать. Не нужно ничего делать. Проблема дублирования остается актуальной.
Закрыть страницы пагинации в robots.txt. Исключается проблема дублирования. Ухудшается индексация страниц, которые находятся на страницах пагинации.
Использовать атрибуты rel=”prev” и rel=”next”. Рекомендация Google. Больше не поддерживается.

Какие стратегии используют крупные сайты

Сайт
<meta name=”robots” content=”noindex, follow” />
rel=”canonical” на первую страницу
rel=”canonical” на страницу pageall
Страницы закрыты в robots.txt
Наличие rel=”prev” и rel=”next”
moyo.ua да да нет нет нет
hotline.ua нет да нет нет да
comfy.ua нет да нет нет да
allo.ua да да нет нет да
olx.ua нет да нет нет да
aliexpress.ru да да нет нет да
avito.ru нет да нет да нет
work.ua нет да нет нет нет

Видим, что:

  • никто не использует rel=”canonical” на страницу pageall;
  • все используют rel=”canonical” на первую страницу.

Выводы

Неправильная оптимизация страниц пагинации может навредить продвижению вашего ресурса — поисковые системы могут не индексировать важные страницы или определить их некачественными. Чтобы не допустить потерю целевого трафика, важно правильно выполнить оптимизацию страниц.

Мы рекомендуем использовать такие методы оптимизации страниц пагинации:

  • атрибут canonical со всех страниц пагинации на основную страницу категории;
  • закрытие пагинации с помощью <meta name=”robots” content=”noindex, follow”;
  • атрибут rel=”canonical” на страницу со всеми товарами pageall.

Одного универсального решения для поисковых систем — нет. Мы описали плюсы и минусы каждого. Какой метод выбрать именно для вашего сайта и ниши — решать вам.