SEO-анализ конкурентов и как его провести
В SEO-анализе конкурентов нуждается каждый сайт, независимо от того, новый он или существует давно. SEO-анализ позволяет оценить стратегию продвижения конкурентов в органическом поиске и сопоставить их тактику со своей, чтобы разработать наиболее выигрышный сценарий для дальнейших шагов. Наблюдая за сильными конкурентами, вы сможете почерпнуть их опыт и использовать для своих проектов, анализируя слабых — избежать их ошибок.
В этой статье я, контент-маркетолог Netpeak Software, расскажу, из каких этапов состоит SEO-анализ конкурентов, как именно его следует проводить, а также какие программы для этого стоит использовать.
План статьи будет следущим:
- Соберите список конкурентов.
- Соберите данные об основных показателях качества сайта.
- Источники и объём трафика.
- Авторитет домена.
- Ссылочная масса.
- Количество страниц в индексе
- Проведите анализ запросов, по которым ранжируются конкуренты.
- Исследуйте структуру сайта конкурентов.
- Сделайте анализ контента.
Рассмотрим все шаги детально:
1. Соберите список конкурентов
Основные конкуренты — это сайты, которые продвигаются по тем же ключевым словам, что и вы, и соперничают с вашим сайтом за ведущие позиции в органической выдаче.
Для автоматизированного поиска конкурентов, которые успешно ранжируются по смежным с вами ключевым запросам, воспользуйтесь программой Netpeak Checker:
- Откройте программу и запустите встроенный инструмент «Парсер ПС».
- В левой части окна на вкладке «Запросы» введите ключевые слова, по которым продвигается ваш сайт.
- Перейдите на вкладку «Настройки» и выберите поисковые системы, выдачу которых необходимо спарсить. Для более детальной настройки региональной выдачи перейдите к блоку с дополнительными настройками и откройте раздел «Поисковые системы».
- Выберите количество результатов (оптимальное — до 30). Запустите анализ, нажав кнопку «Старт».
- Дождитесь завершения парсинга, чтобы получить список сайтов, которые продвигаются по заданным ключевым словам, и увидеть их текущие позиции.
- С помощью кнопки «Экспорт» выгрузите результаты сканирования: таким образом вы получите список конкурентов в табличном виде.
Ещё один способ составить список конкурентов — воспользоваться сервисом Serpstat.
Затем на основе полученных результатов составьте список основных конкурентов и добавьте их в таблицу для дальнейшей работы. Изучите все способы анализа конкурентов по любой теме, объявлению или ключевому слову с помощью анализа конкурентов от Serpstat.
2. Соберите данные об основных показателях качества сайта
Для сравнения своего сайта с конкурентами необходимо, в первую очередь, определить показатели, по которым оно будет проводиться. Я выделила несколько основных сравнительных параметров, которые помогут составить целостную картину конкурентного анализа:
- источники и объём трафика;
- авторитет домена;
- ссылочная масса;
- количество страниц в индексе.
Ниже рассмотрим, как получить показатели по этим параметрам.
2.1. Источники и объём трафика
Чтобы быстро узнать приблизительный объём поискового трафика ваших конкурентов, воспользуйтесь фирменным расширением Similar Web для Chrome.
Оно позволяет определить:
- ориентировочный месячный объём трафика сайта;
- среднее время посещения сайта и уровень показателя отказов;
- источники трафика;
- топ стран, генерирующих трафик;
- топ ресурсов, которые чаще всего ссылаются на сайт и на который ссылается сайт;
- распределение трафика по соцсетям;
2.2. Авторитет домена
Авторитет домена является одним из ключевых параметров при проведении конкурентного SEO-анализа. Сравнение этих показателей мотивирует задуматься над изменениями на сайте, которые будут способствовать развитию и опережению конкурентов.
Для анализа воспользуемся программой Netpeak Checker, в которой можно воедино собирать данные из различных сервисов в удобную таблицу.
- Откройте программу.
- На боковой панели «Параметры» отметьте следующие пункты:
- Moz → External links, Domain Authority (авторитет домена согласно сервису MOZ).
- Ahrefs → Backlinks, Dofollow Backlinks, Rank, Domain Rating (рейтинг домена по Ahrefs).
- Majestic → Citation Flow (количество сайтов, ссылающихся на целевой URL), External Backlinks.
- Alexa → Sites Linking In.
- Google SERP → Упоминания.
- Вставьте список сайтов-конкурентов любым удобным способом: введите вручную, загрузите из файла или вставьте из буфера обмена.
- Нажмите «Старт» для запуска анализа.
- По завершении ознакомьтесь с данными в основной таблице и при необходимости загрузите их на компьютер при помощи кнопки «Экспорт».
2.3. Ссылочная масса
Отслеживая ссылочную массу ваших конкурентов, вы можете узнать, с какой скоростью они получают бэклинки и с каких сайтов, на основе чего создавать собственную тактику построения ссылочного профиля и получать ссылки с ресурсов, которые ссылаются на ваших конкурентов.
Список ссылающихся доменов вы можете посмотреть с помощью сервиса Ahrefs:
- Введите домен сайта-конкурента.
- Перейдите в раздел «Ссылочный профиль» и посмотрите список бэклинков и доменов-доноров.
- На вкладке «Обзор» → «Ссылочный профиль» посмотрите график динамики ссылочного профиля.
Также данные можно получить при помощи инструмента «Анализ обратных ссылок» в Serpstat.
2.4. Количество страниц в индексе
Посмотреть, сколько страниц в индексе ваших сайтов-конкурентов, можно с помощью поискового оператора «site:». Обратите внимание, что данный метод даёт лишь примерное понимание, а не точные цифры.
Ускорить процедуру проверки количества страниц в индексе своих конкурентов вы можете с помощью вышеупомянутого Netpeak Checker.
- Загрузите список страниц.
- В параметрах отметьте пункты «Индексация» в разделах с названиями поисковых систем.
- Запустите сканирование и по завершении ознакомьтесь с полученными данными в основной таблице.
3. Проанализируйте запросы, по которым ранжируются конкуренты
Поиск и анализ запросов конкурентов, которые приносят трафик на сайт, помогут вам расширить свою семантику и узнать, что вы упустили, или наоборот, выбрать для продвижения своего сайта другие запросы, чтобы снизить уровень конкуренции.
Проанализировать семантику конкурентов вы можете в сервисе Serpstat.
- Введите домен сайта.
- Откройте вкладку «Суммарный отчёт», где будут представлены ключевые фразы, а также их позиции, частотность, трафик и пр.
Также узнать ключевые слова конкурентов поможет Ahrefs. В сервисе необходимо:
- Вставить домен сайта, нажать кнопку поиска.
- В разделе «Органическая выдача» выбрать пункт «Ключевые слова».
- Ознакомиться со списком ключевых слов, которые приводят органический трафик.
4. Исследуйте структуру сайта конкурентов
Анализ структуры сайтов конкурентов позволяет понять логику её организации и масштабирования, и на основе этого доработать и улучшить структуру собственного сайта.
Для изучения структуры конкурентов воспользуемся краулером Netpeak Spider.
- Зайдите в программу и перейдите к боковой панели, где необходимо установить шаблон параметров «Минимум»: это позволит увеличить скорость сканирования.
- Перейдите в меню «Настройки» → «Основные» и отметьте пункт «Сканировать все поддомены».
- При необходимости включите учёт инструкций по индексации на вкладке «Продвинутые»: это позволит вам понять, какие из страниц конкуренты предпочитают скрывать от роботов поисковых систем.
- После сканирования перейдите на вкладку «Структура сайта» на боковой панели.
- Для детального анализа выгрузите структуру через меню «Экспорт» → «Структура сайта», таким образом вы получите удобный отчёт о структуре сайта с конечными страницами, уровнем вложенности URL и значениями проанализированных параметров.
5. Сделайте анализ контента
Для анализа наиболее популярного контента на сайтах конкурентов я буду использовать два способа: парсинг показателей вовлечённости на сайте (так как это показывает популярность определённых постов) и поиск страниц с наибольшей видимостью.
Первый способ я реализую с помощью краулера Netpeak Spider.
- Перейдите на любую страницу с контентом.
- Выделите показатель вовлечённости (просмотр страниц, комментарий, шейр в соцсетях и пр.).
- Откройте исходный код и скопируйте селектор.
- В Netpeak Spider откройте вкладку «Парсинг» в меню «Настройки» и вставьте скопированный селектор. Затем выберите тип сканирования CSS-селектор и область поиска «Внутренний текст». Дайте название потоку — это нужно для удобства просмотра результатов парсинга.
- Повторите процедуру с другими показателями вовлечённости.
- Сохраните условия парсинга.
- Пропишите домен сайта, с которого вы будете парсить данные и запустите сканирование.
- По окончании перейдите на вкладку «Парсинг» боковой панели, чтобы ознакомиться с результатами.
Экспортируйте полученные данные в виде таблицы на свой компьютер для дальнейшей работы с ними. На страницах с наибольшей видимостью вы можете изучить темы, а также проанализировать важные элементы контента (title, description, заголовки), данные по которым вы можете получить, просканировав список выгруженных страниц с учётом соответствующих параметров.
Для поиска страниц с наибольшей видимостью я буду использовать Serpstat. Чтобы получить данные, выполните следующие действия:
- Введите домен сайта и нажмите кнопку «Найти».
- Перейдите в раздел «Анализ доменов» → «Суммарный отчёт» и прокрутите вниз до пункта «Страницы с наибольшей видимостью». В этом отчёте вы увидите страницы сайта-конкурента с высокой видимостью в поиске, и они могут отличаться от тех, которые вы нашли с помощью парсинга. Вы также можете сохранить список этих страниц, чтобы исследовать их контент и реализовать аналогичный.
- Затем перейдите в раздел «SEO-анализ» и откройте отчёт «Страницы-лидеры».
- Экспортируйте полученные результаты.
- Также вы можете выгрузить ключевые слова со страниц-лидеров и проанализировать их более детально. Особенно, если это не информационные страницы, а лендинги.
Эти два способа помогут вам собрать список самых популярных страниц ваших сайтов-конкурентов для исследования контента.
Подводим итоги
Анализ конкурентов открывает возможности для развития и улучшения собственного сайта. Чтобы провести анализ, вам необходимо:
- собрать список конкурентов;
- собрать данные о важных показателях;
- провести исследование запросов, по которым ранжируются конкуренты;
- исследовать структуру сайта конкурентов;
- провести анализ популярного контента.
А как часто вы проводите анализ конкурентов? Что исследуете и какими методами это делаете?