SEO-анализ конкурентов и как его провести

В SEO-анализе конкурентов нуждается каждый сайт, независимо от того, новый он или существует давно. SEO-анализ позволяет оценить стратегию продвижения конкурентов в органическом поиске и сопоставить их тактику со своей, чтобы разработать наиболее выигрышный сценарий для дальнейших шагов. Наблюдая за сильными конкурентами, вы сможете почерпнуть их опыт и использовать для своих проектов, анализируя слабых — избежать их ошибок.

В этой статье я, контент-маркетолог Netpeak Software, расскажу, из каких этапов состоит SEO-анализ конкурентов, как именно его следует проводить, а также какие программы для этого стоит использовать.

План статьи будет следущим:

  1. Соберите список конкурентов.
  2. Соберите данные об основных показателях качества сайта.
    • Источники и объём трафика.
    • Авторитет домена.
    • Ссылочная масса.
    • Количество страниц в индексе
  3. Проведите анализ запросов, по которым ранжируются конкуренты.
  4. Исследуйте структуру сайта конкурентов.
  5. Сделайте анализ контента.

Рассмотрим все шаги детально:

1. Соберите список конкурентов

Основные конкуренты — это сайты, которые продвигаются по тем же ключевым словам, что и вы, и соперничают с вашим сайтом за ведущие позиции в органической выдаче.

Для автоматизированного поиска конкурентов, которые успешно ранжируются по смежным с вами ключевым запросам, воспользуйтесь программой Netpeak Checker:

  1. Откройте программу и запустите встроенный инструмент «Парсер ПС».
  2. В левой части окна на вкладке «Запросы» введите ключевые слова, по которым продвигается ваш сайт.
  3. Перейдите на вкладку «Настройки» и выберите поисковые системы, выдачу которых необходимо спарсить. Для более детальной настройки региональной выдачи перейдите к блоку с дополнительными настройками и откройте раздел «Поисковые системы».Как провести SEO-анализ конкурентов
  4. Выберите количество результатов (оптимальное — до 30). Запустите анализ, нажав кнопку «Старт».
  5. Дождитесь завершения парсинга, чтобы получить список сайтов, которые продвигаются по заданным ключевым словам, и увидеть их текущие позиции.
  6. С помощью кнопки «Экспорт» выгрузите результаты сканирования: таким образом вы получите список конкурентов в табличном виде.SEO-анализ конкурентов и как его провести

Ещё один способ составить список конкурентов — воспользоваться сервисом Serpstat.

    1. Введите ключевое слово, выберите нужную поисковую систему и нажмите «Найти».
    2. Перейдите в раздел «SEO-анализ» → «Конкуренты».SEO-анализ конкурентов и как его провести
    3. Экспортируйте полученные данные.

Затем на основе полученных результатов составьте список основных конкурентов и добавьте их в таблицу для дальнейшей работы. Изучите все способы анализа конкурентов по любой теме, объявлению или ключевому слову с помощью анализа конкурентов от Serpstat.

2. Соберите данные об основных показателях качества сайта

Для сравнения своего сайта с конкурентами необходимо, в первую очередь, определить показатели, по которым оно будет проводиться. Я выделила несколько основных сравнительных параметров, которые помогут составить целостную картину конкурентного анализа:

  • источники и объём трафика;
  • авторитет домена;
  • ссылочная масса;
  • количество страниц в индексе.

Ниже рассмотрим, как получить показатели по этим параметрам.

2.1. Источники и объём трафика
Чтобы быстро узнать приблизительный объём поискового трафика ваших конкурентов, воспользуйтесь фирменным расширением Similar Web для Chrome.

Оно позволяет определить:

  • ориентировочный месячный объём трафика сайта;
  • среднее время посещения сайта и уровень показателя отказов;SEO-анализ конкурентов и как его провести
  • источники трафика;
    SEO-анализ конкурентов и как его провести
  • топ стран, генерирующих трафик;SEO-анализ конкурентов и как его провести
  • топ ресурсов, которые чаще всего ссылаются на сайт и на который ссылается сайт;
    SEO-анализ конкурентов и как его провести
  • распределение трафика по соцсетям;
    SEO-анализ конкурентов и как его провести

2.2. Авторитет домена
Авторитет домена является одним из ключевых параметров при проведении конкурентного SEO-анализа. Сравнение этих показателей мотивирует задуматься над изменениями на сайте, которые будут способствовать развитию и опережению конкурентов.

Для анализа воспользуемся программой Netpeak Checker, в которой можно воедино собирать данные из различных сервисов в удобную таблицу.

  1. Откройте программу.
  2. На боковой панели «Параметры» отметьте следующие пункты:
    • Moz → External links, Domain Authority (авторитет домена согласно сервису MOZ).
    • Ahrefs → Backlinks, Dofollow Backlinks, Rank, Domain Rating (рейтинг домена по Ahrefs).
    • Majestic → Citation Flow (количество сайтов, ссылающихся на целевой URL), External Backlinks.
    • Alexa → Sites Linking In.
    • Google SERP → Упоминания.
  3. Вставьте список сайтов-конкурентов любым удобным способом: введите вручную, загрузите из файла или вставьте из буфера обмена.
  4. Нажмите «Старт» для запуска анализа.
  5. По завершении ознакомьтесь с данными в основной таблице и при необходимости загрузите их на компьютер при помощи кнопки «Экспорт».

SEO-анализ конкурентов и как его провести

2.3. Ссылочная масса
Отслеживая ссылочную массу ваших конкурентов, вы можете узнать, с какой скоростью они получают бэклинки и с каких сайтов, на основе чего создавать собственную тактику построения ссылочного профиля и получать ссылки с ресурсов, которые ссылаются на ваших конкурентов.

Список ссылающихся доменов вы можете посмотреть с помощью сервиса Ahrefs:

  1. Введите домен сайта-конкурента.
  2. Перейдите в раздел «Ссылочный профиль» и посмотрите список бэклинков и доменов-доноров.SEO-анализ конкурентов и как его провести
  3. На вкладке «Обзор» → «Ссылочный профиль» посмотрите график динамики ссылочного профиля.SEO-анализ конкурентов и как его провести

Также данные можно получить при помощи инструмента «Анализ обратных ссылок» в Serpstat.

SEO-анализ конкурентов и как его провести

2.4. Количество страниц в индексе 
Посмотреть, сколько страниц в индексе ваших сайтов-конкурентов, можно с помощью поискового оператора «site:». Обратите внимание, что данный метод даёт лишь примерное понимание, а не точные цифры.

SEO-анализ конкурентов и как его провести

 

Ускорить процедуру проверки количества страниц в индексе своих конкурентов вы можете с помощью вышеупомянутого Netpeak Checker.

  1. Загрузите список страниц.
  2. В параметрах отметьте пункты «Индексация» в разделах с названиями поисковых систем.
  3. Запустите сканирование и по завершении ознакомьтесь с полученными данными в основной таблице.

3. Проанализируйте запросы, по которым ранжируются конкуренты

Поиск и анализ запросов конкурентов, которые приносят трафик на сайт, помогут вам расширить свою семантику и узнать, что вы упустили, или наоборот, выбрать для продвижения своего сайта другие запросы, чтобы снизить уровень конкуренции.

Проанализировать семантику конкурентов вы можете в сервисе Serpstat.

  1. Введите домен сайта.
  2. Откройте вкладку «Суммарный отчёт», где будут представлены ключевые фразы, а также их позиции, частотность, трафик и пр.

SEO-анализ конкурентов и как его провести

Также узнать ключевые слова конкурентов поможет Ahrefs. В сервисе необходимо:

  1. Вставить домен сайта, нажать кнопку поиска.
  2. В разделе «Органическая выдача» выбрать пункт «Ключевые слова».
  3. Ознакомиться со списком ключевых слов, которые приводят органический трафик.

SEO-анализ конкурентов и как его провести

4. Исследуйте структуру сайта конкурентов

Анализ структуры сайтов конкурентов позволяет понять логику её организации и масштабирования, и на основе этого доработать и улучшить структуру собственного сайта.

Для изучения структуры конкурентов воспользуемся краулером Netpeak Spider.

  1. Зайдите в программу и перейдите к боковой панели, где необходимо установить шаблон параметров «Минимум»: это позволит увеличить скорость сканирования.
  2. Перейдите в меню «Настройки» → «Основные» и отметьте пункт «Сканировать все поддомены».SEO-анализ конкурентов и как его провести
  3. При необходимости включите учёт инструкций по индексации на вкладке «Продвинутые»: это позволит вам понять, какие из страниц конкуренты предпочитают скрывать от роботов поисковых систем.
  4. После сканирования перейдите на вкладку «Структура сайта» на боковой панели.SEO-анализ конкурентов и как его провести
  5. Для детального анализа выгрузите структуру через меню «Экспорт» → «Структура сайта», таким образом вы получите удобный отчёт о структуре сайта с конечными страницами, уровнем вложенности URL и значениями проанализированных параметров.SEO-анализ конкурентов и как его провести

5. Сделайте анализ контента

Для анализа наиболее популярного контента на сайтах конкурентов я буду использовать два способа: парсинг показателей вовлечённости на сайте (так как это показывает популярность определённых постов) и поиск страниц с наибольшей видимостью.
Первый способ я реализую с помощью краулера Netpeak Spider.

  1. Перейдите на любую страницу с контентом.
  2. Выделите показатель вовлечённости (просмотр страниц, комментарий, шейр в соцсетях и пр.).
  3. Откройте исходный код и скопируйте селектор.SEO-анализ конкурентов и как его провести
  4. В Netpeak Spider откройте вкладку «Парсинг» в меню «Настройки» и вставьте скопированный селектор. Затем выберите тип сканирования CSS-селектор и область поиска «Внутренний текст». Дайте название потоку — это нужно для удобства просмотра результатов парсинга.
  5. Повторите процедуру с другими показателями вовлечённости.SEO-анализ конкурентов и как его провести
  6. Сохраните условия парсинга.
  7. Пропишите домен сайта, с которого вы будете парсить данные и запустите сканирование.
  8. По окончании перейдите на вкладку «Парсинг» боковой панели, чтобы ознакомиться с результатами.SEO-анализ конкурентов и как его провести

Экспортируйте полученные данные в виде таблицы на свой компьютер для дальнейшей работы с ними. На страницах с наибольшей видимостью вы можете изучить темы, а также проанализировать важные элементы контента (title, description, заголовки), данные по которым вы можете получить, просканировав список выгруженных страниц с учётом соответствующих параметров.

Для поиска страниц с наибольшей видимостью я буду использовать Serpstat. Чтобы получить данные, выполните следующие действия:

  1. Введите домен сайта и нажмите кнопку «Найти».
  2. Перейдите в раздел «Анализ доменов» → «Суммарный отчёт» и прокрутите вниз до пункта «Страницы с наибольшей видимостью». В этом отчёте вы увидите страницы сайта-конкурента с высокой видимостью в поиске, и они могут отличаться от тех, которые вы нашли с помощью парсинга. Вы также можете сохранить список этих страниц, чтобы исследовать их контент и реализовать аналогичный.SEO-анализ конкурентов и как его провести
  3. Затем перейдите в раздел «SEO-анализ» и откройте отчёт «Страницы-лидеры».SEO-анализ конкурентов и как его провести
  4. Экспортируйте полученные результаты.
  5. Также вы можете выгрузить ключевые слова со страниц-лидеров и проанализировать их более детально. Особенно, если это не информационные страницы, а лендинги.

Эти два способа помогут вам собрать список самых популярных страниц ваших сайтов-конкурентов для исследования контента.

Подводим итоги

Анализ конкурентов открывает возможности для развития и улучшения собственного сайта. Чтобы провести анализ, вам необходимо:

  • собрать список конкурентов;
  • собрать данные о важных показателях;
  • провести исследование запросов, по которым ранжируются конкуренты;
  • исследовать структуру сайта конкурентов;
  • провести анализ популярного контента.

А как часто вы проводите анализ конкурентов? Что исследуете и какими методами это делаете?