Как война повлияла на рынок копирайтинга и сколько стоит тысяча знаков хорошего текста

2022 год – не первое потрясение, которое испытывает вся Украина, а вместе с ней и контент-студия WordFactory. Мы начинали в тяжелые кризисные 2008–2009 годы, пережили скачок доллара с 8 до 25 гривен, вынуждены были полностью изменить цены и клиентов… Но при любых обстоятельствах мы всегда старались работать без перерывов. Единственный раз на несколько дней полностью остановились только при расстрелах на Майдане 2014 года.

После того, как студия достойно выдержала испытание пандемией, нам казалось, что все худшее позади. Тут началась полномасштабная война…

Что сегодня происходит на украинском рынке копирайтинга? Появилось ли больше хороших райтеров? И главное: сколько стоит тысячезнаков? Расскажем на примере собственной практики и с учетом того, что мы видим. Тенденции, проблемы, принципы и вызовы контент-рынка – поделимся всем.

Принципы работы компании во время войны

Полезно быть готовым к кризису всегда

Такое осознание пришло в 2008 году, когда я работала рекрутером в агентстве. Тогда я увидела, как компании без запаса прочности сворачивались за считанные недели, а готовые к этому не только выстаивали, но и усиливали команду. Поэтому приняла за правило быть готовой к резким изменениям. Это означает, как минимум, запас финансов для выплаты зарплат команде на докризисном уровне. Именно это позволило WordFactory сохранить всех работников, которых мы тщательно искали и отбирали. Те, кто оказался в оккупации и не имел возможности работать, продолжали получать выплаты на довоенном уровне. Это больше о внутренних принципах работы, но, возможно, кому пригодится и этот наш опыт.

Проблема: Без работы осталось много квалифицированных авторов, пишущих только на русском и украинском языках.

Сегодня мы получаем резюме райтеров из контент-студий, известных SEO-агентств, крупных проектов e-commerce, пишут даже владельцы контент-студий.

Вера в локальный рынок

Проблема: Во время каждого кризиса агентства массово увольняют авторов и редакторов, даже очень хороших. Вот прямо в один день. Таково было и в феврале 2022 года, и в пандемию, и в 2014 году.

Меня как основательницу контент-студии это удивляет и угнетает. Я ведь еще не видела такого «армагеддона», через два месяца от начала которого украинцы не начинали бы снова упорно работать. Уже в апреле 2022 мы были в плюсе, в том числе и за счет наших локальных проектов, а не только иностранных. В мае, июне и июле студия была в очень ощутимом плюсе. Наши лучшие люди никуда не делись, и в то время, когда другие растеряли свои команды, мы были готовы работать без раскачки.

Почему так? Потому что именно сохранение команды позволяет быстро сориентироваться в новых реалиях, перенастроиться и продолжать развиваться при любых обстоятельствах.

Вера в восстановление и выход на новые рынки

Проблема: Большому локальному бизнесу сейчас трудно. Наши бывшие клиенты – маркетплейсы, национальные интернет-магазины – очень пострадали.

Но украинский рынок, на котором мы хорошо чувствовали себя до полномасштабной войны, уже начинает подавать признаки жизни. Рулят клиенты из малого бизнеса, многие маленькие хорошие стабильные клиенты. Ну, а зарубежные компании – это точка роста и для агентств, и для специалистов.

Простые вещи приносят деньги

Проблема: Многие известные коллеги по цеху в первые месяцы войны пытались по-прежнему держаться за свой «эксклюзивный, крафтово-бутиковый маркетинг».

Но реальность такова: во время кризисов затраты на эфемерные услуги, эффективность которых трудно вычислить, «режут» в первую очередь. Именно поэтому те же коллеги довольно быстро объявили возвращение к тысячезнаковому копирайтингу – к тому, что понятно и ценится в любых условиях.

Сохранение качества и сервиса во время кризиса

Проблема: Задержки в выполнении своих обязательств бизнес оправдывает войной.

Трудно всем, но если вам тяжелее всего, то клиенты уйдут. Как WordFactory удается придерживаться дедлайнов даже во время войны?

  • Гибкое планирование.
  • Авторы на подстраховке.
  • Запасные редакторские мощности.
  • Контрактные сотрудники.

Диджитал- и IT-компании с офисами в Украине до сих пор не сталкивались с такими масштабными проблемами. К примеру, в нашем штате есть авторы с экспертизами и опытом в различных отраслях: от SEO до агробизнеса. При этом на агротематику пишет только один райтер, потому что нет необходимости нанимать несколько. Авторов, пишущих на немецком, тоже немного. Так и копирайтеры полноценно загружены, и клиенты быстро получают свои тексты. Но так было до войны.

Сейчас же даже самый лучший автор, работающий суперкачественно и быстро, в день дедлайна может сообщить, что:

  • прилетела ракета, и в его городе нет электричества;
  • все вроде бы нормально, но из-за стресса от фронтовых новостей и страшных событий он впал в ступор;
  • он выезжает с оккупированной или обстреливаемой территории или на трудоустройство за границу, ушел на фронт или потерял кого-то из родных…

Такие причины срыва дедлайна стали нашей реальностью. И это не безответственность. За такое нельзя отругать или уволить, потому что придется увольнять всех.

Проблема: В мае мы и наши коллеги часто слышали от клиентов: «Хотим работать с райтерами из Украины, но с теми, кто выехал за границу. Мы уже очень обожглись дедлайнами».

Потребовалось три месяца, чтобы мы взяли под контроль эту проблему, но для этого важно было наладить вышеприведенные четыре пункта.

Рынок труда – рынок работодателя? Не все так просто!

«Ох, какие же возможности сейчас открываются перед заказчиками текстов! Услуги подешевели, и можно много текстов получить за копейки, а кандидаты выстраиваются в очереди», – услышала я от одного знакомого.

Проблема: Локальный рынок рекламы просел на 95%, соответственно, высвободилось очень много копирайтеров, которые писали на украинском и русском. Среди них очень крутые и очень обиженные на бывших работодателей, которые уволили их в феврале. Самая драматичная ситуация сегодня с копирайтерами, которые пишут на иностранных языках. Украина переживает колоссальный отток квалифицированных специалистов со знанием иностранных языков.

Среди вынужденных мигрантов они способны лучше ассимилироваться или хотя бы переждать войну за рубежом. Они уехали и должны устроиться на работу, чтобы подтвердить статус, получить возможность снять жилье и т.д.

Одна наша сотрудница пошла работать на завод в Венгрии, вторая – в Чехии, третья – трудоустроилась в госучреждение в Нидерландах, четвертая – библиотекарем в Англии, пятая – в той же Англии райтером в локальное издание. Многие из них мечтали через 2–3 недели вернуться домой, но война продолжается, а на новом месте постепенно обустраивается жизнь. Кто-то:

  • получил работу мечты;
  • пользовался шансом пожить реальной, не туристической жизнью там, куда летал отдыхать;
  • устроил детей в престижную школу, где можно получить диплом международного образца, чтобы дальше продолжить обучение где угодно в Европе;
  • нанял жилье дешевле, чем на западе Украины…

Кризис – это не только потери, но и приобретения

Как и вся страна, мы в WordFactory прошли через многое испытаний, чтобы получить новый полезный опыт. Так, в 2013 году, когда курс доллара подскочил вдвое, мы вынуждены были попрощаться с отличными постоянными клиентами, но вскоре смогли найти новых и не менее отличных, и более дорогих. А в пандемию мы круто приспособились к тотальной дистанции и очень неплохо чувствовали себя на рынке.

Даже во время этой страшной войны в работе случаются небольшие приятности. Например, раньше мы, как гончие, охотились на хороших райтеров-мужчин с техническим образованием, которые умеют интересно и экспертно писать об автосервисе, технологиях, футболе. Сегодня же резюме от них стало гораздо больше.

Сколько стоит 1000 символов без пробелов?

Вот в таком контексте сегодня работает украинский бизнес и наша контент-студия. И он сильно влияет на ценообразование. На главный вопрос ответим сразу: цены не упали, а наоборот, растут. Главные причины:

  1. Изменение потребностей или банальная цена на гречку. Грубо сравнивая, в феврале наш автор мог за день заработать на хлеб, шампанское, сыр бри, ягоды и мясо. Теперь тех же средств хватает на килограмм гречки, хлеб, картофель и молоко. Мы в агентстве уже неоднократно переживали такие моменты, когда из-за роста курса доллара и инфляции приходилось удваивать гонорары авторам и редакторам. Сейчас такой шаг тоже неизбежен.
  2. Вынужденная миграция. Выехавшие за границу райтеры уже работают на иностранные компании, получают зарплаты и гонорары в иностранных валютах на уровне стран, в которых оказались.
  3. Курс доллара. Просто вспомните, сколько вы платили за копирайтинг раньше, и скорректируйте цену в соответствии с курсом доллара.

В настоящее время цена 1000 символов качественного описания айфона составляет около 200 грн. Об экспертных статьях с LSI на английском или других иностранных языках менее чем за $20 за 1000 символов можно забыть.

Итак, итоги

  • Кризис на рынке труда, вызванный полномасштабной войной, – очень специфический и самый глубокий за последние лет 15.
  • На рынке много профессиональных райтеров с украинским и русским языками.
  • Кандидатов под иностранные заказы не стало больше. Лучшие, к сожалению, уезжают, и бороться за них украинским компаниям тяжело.
  • Цены растут на все контент-услуги, примерно в соответствии с курсом доллара.
  • Ощутимо увеличилось резюме от кандидатов-мужчин с техническим бэкграундом.
  • Компаниям с украинскими офисами становится сложнее с иностранными клиентами: они массово отказываются от услуг команд, находящихся в Украине, из-за невозможности прогнозировать дедлайны.

И о хорошем. Сокрушаться и тревожиться  украинцы умеют два месяца максимум. Рынок контент-услуг начал оживать уже в марте. Активности еще далеки от показателей января-февраля, но мы наблюдаем значительный рост количества заказов от малого и среднего украинского бизнеса.

Продолжаем работать и вместе к победе!