Режим и вдохновение: распределение своего рабочего времени великими людьми

A A A

 
Каждому из нас хоть раз в жизни хотелось бы, чтобы сутки вмещали в себя не 24 часа, а, как минимум, 50. Загруженность, бытовые заботы и семья не всегда оставляют нам время творить, а креативные мысли никак не хотят посещать нас по заказу. Что уже говорить о людях творческих профессий: музыкантах, художниках, дизайнерах, писателях или просто ищущих креативный подход в работе?… А как композиторы, художники, писатели, ученые, философы прошлого находили время творить и генерировать свои идеи? Какими способами руководствовались в поиске вдохновения?
 

 

Мейсон Каррей, молодой американский писатель, в своей книге «Ежедневные ритуалы: как работают художники» исследовал каждодневные ритуалы сотни творческих людей, гениальных писателей и художников чтобы понять, какую часть своей жизни, среди всех прочих ежедневных действий и обязанностей, они выкраивали для того, чтобы посвятить себя творчеству. Оказалось, что некоторые создавали для себя один и тот же дисциплинированный режим в течении десятилетий, тогда как другие придерживались четкой системы только во время работы над конкретным проектом.
 

33

 


В умелых руках, используя ограниченные ресурсы, такой механизм может быть точно откалиброван… стабильная рутина способствует хорошему взаимодействию и гармонии ментальных энергий.


 
На сегодняшний день существует достаточно исторических фактов и данных о сотне лучших творцов человечества. Как видите, Мейсон Каррей визуализировал в своей книге графики некоторых великих людей.
 

34

 
Ниже мы представляем вашему вниманию визуализированный 24-часовой цикл распределения своего времени. Шкала оформлена в виде часов: начинается с полуночи — 12.00 ночи, далее — 6.00 утра, прямо противоположно полуночи — полдень и соответственно, напротив 6 утра — 6 вечера. Цветом обозначены основные категории деятельности — работа, сон, физические упражнения и т.д.
 

36

 

11.jpg

 

Сравнение жизненных графиков разных людей

 
Сравнивать циклы бодрствования и активной творческой активности разных гениев прошлого — захватывающее действо. Некоторые, как мы видим, работали с раннего утра, в то время как другим лучше удавалось работать поздно ночью. Интересный факт — многие начинали свой день с кофе, табака и алкоголя. Дневной отдых, в основном, посвящался прогулкам или сну. Учитывая, что наша современная концепция физических упражнений и разминки была разработана в середине 20-го века, удивительно, как многие из этих людей проводили свой досуг в обеденное время, осуществляя активные прогулки. Может быть, это являлось хорошим замещением физическим упражнениям и насыщению мозга кислородом.
 

35

 

Кстати, говоря об этих способах, нужно отметить, что некоторые искали свое вдохновение достаточно странными путями:

 
Людвиг ван Бетховен, к примеру, терял напрочь аппетит до окончания работы над своими произведениями. Когда слуги приносили ему еду, он просто выгонял их. Ходил небритым, считая, что бритье только мешает творческому вдохновению. Но, что более странно, выливал себе на голову ведро холодной воды перед тем, как садиться за сочинение музыки, считая что это должно стимулировать работу мозга.
 
А вот Иоганн Штраус творил свои знаменитые вальсы буквально на бегу. Процесс сочинительства проходил в момент перехода из комнаты в комнату, где заранее были расставлены столы, бумага и перья.
 
Математик Декарт любил придумывать теоремы исключительно лежа.
 
Русский полководец Александр Суворов жил по очень странному распорядку — ложился в 6 вечера, а вставал в 2 часа ночи. Причем спал зачастую на охапке сена, укрываясь тонкой простыней, а, проснувшись, обливал себя ледяной водой.
 

Я прожил 70 лет. Это составляет 600 тыс. часов. Из них 200 тыс. я проспал, 100 тыс. ушли на то, чтобы есть, пить, восстанавливать свое здоровье, 200 тыс.часов я учился и зарабатывал на жизнь. Из оставшихся — 60 тыс. часов я провел в дороге. Остаток — время, которым я мог располагать свободно — составил всего около 40 тыс. часов, или около полутора часов в день», — Б. Фуллер.

 
Профессор А. Любищев был жутким педантом и постоянно планировал свое рабочее время, это дало свои результаты — успел написать множество книг объемом около 12000 страниц. В отличие от великого Достоевского, который начинал по настоящему трудиться над произведением лишь тогда, когда поджимали сроки контракта. До этого он просто «валял дурака».
 
История насчитывает и более странные случаи жизненных режимов, которые приводили в итоге к гениальным творческим плодам. Так, Чарльз Диккенс работал, повернувшись строго на север. Спал он также, лежа головой на северную сторону. Кроме того, каждые 50 написанных строк запивал глотком горячей воды. А Шарлотту Бронте, автора знаменитого романа «Джейн Эйр», вдохновляла на творчество чистка картофеля. Время от времени писательница отлучалась на кухню за вдохновением.
 
Иоганн Гете был способен работать только в душных, закрытых со всех сторон помещениях без доступа свежего воздуха. Шиллер же любил писать, держа ноги в тазике с холодной водой, а композитор Сарти творил в пустой комнате, куда не пробивался ни один лучик света.
 
Не менее популярна для вдохновения у великих была такая такая жутковатая тема, как…кладбище. Так, Николо Паганини любил творить после долгих скрипичных концертов на кладбище. Видимо так творческая энергия приходила к нему лучше.
 
А Сара Бернар часто отдыхала в… гробу. С приходом старости актриса отказалась от этой привычки, однако при жизни обладала удивительной способностью спать стоя, как лошадь. Во время беседы Бернар запросто могла задремать минут на 15, а потом проснуться свежей и бодрой, и продолжить, как будто ничего не произошло.
 

2

 
Возможно, увлекшись изучением инфографик, сейчас вы размышляете над тем, как сами проводите дни в сравнении с этими творческими мастерами. Есть ли у вас система, которая делает вас продуктивным каждый день?

Если вы нашли ошибку, выделите участок текста и нажмите Ctrl + Enter или , чтобы сообщить нам.