>

Обзор Microsoft Clarity: установка, настройка и интерпретация отчетов инструмента

Анализ поведения пользователей — важный процесс в интернет-бизнесе, позволяющий понять все о взаимодействии посетителей сайта с его страницами. Такая оценка нужна, чтобы оптимизировать сайт для достижения желаемых результатов, таких как заказ обратного звонка, покупка товара, отправка адреса электронной почты и другие. Практика показывает, что анализ поведения пользователей положительно влияет на конверсионность сайта.

Сегодня на рынке представлено много платных инструментов подобного анализа (например, Hotjar и его аналоги) и бесплатный неактуальный для украинских пользователей Яндекс.Метрика. 28 октября 2020 года компания Microsoft решила изменить эту ситуацию и сообщила о запуске Clarity — абсолютно бесплатного инструмента анализа поведения пользователей. Microsoft Clarity — аналитический продукт, созданный, чтобы помогать владельцам сайтов лучше понимать поведение посетителей и улучшать работу своих проектов.

С помощью Clarity мы создали набор инструментов, помогающих вебмастерам принимать обоснованные решения об изменениях в интерфейсе, которые им следует внести в свои сайты. Clarity показывает, какие части вашего веб-сайта вызывают наибольшее и наименьшее взаимодействие.

— The Microsoft Clarity team

Цель Clarity — упростить пользовательскую аналитику и понять почему показатели сайта такие, какие есть. А главная задача — помочь владельцу сайта принять то или иное решение об изменениях не «потому, что хочу», а на основе реальных данных.

Запуск Microsoft Clarity спровоцировал широкое обсуждение в сети касательно своей схожести с Google Analytics. Юзеры обсуждали главный вопрос: «Не станет ли продукт Microsoft заменой Google Analytics?». Мы позволим дать свой ответ на него — нет! Это разные сервисы с одной целью — отследить взаимодействия пользователей с сайтом, но с различными способами сбора и подачи данных. Microsoft Clarity больше похож на Вебвизор от Яндекса, однако заменить Яндекс.Метрику, в полном объеме, он не может. Впрочем как и Google Analytics. Но кто знает, может Microsoft доработает свой продукт, добавив в него весь функционал Google Analytics. Хотя, на самом деле, это непросто.

К тому же, трудным будет и переманить на свою сторону «фанатов» Google Analytics. Так что наша рекомендация — использовать два сервиса одновременно, пока Google не добавят в свою систему аналитики тепловые карты (Google, мы в тебя верим!).

Рассмотрим Microsoft Clarity детальнее

Установка

Установка Microsoft Clarity выполняется точно так же, как и Google Analytics, путем добавления скрипта с кодом отслеживания на страницы сайта. Процесс установки довольно прост, к тому же есть возможность использовать Google Tag Manager.

После создания нового проекта, указав имя, домен и категорию сайта

Создание нового проекта в сервисе Microsoft Clarity

вы попадаете на страницу с тем самым кодом отслеживания и всеми подробными инструкциями по установке:

Установка кода в сервисе Microsoft Clarity

Уже в течение 30 минут после успешной установки Microsoft Clarity, вы сможете увидеть взаимодействия посетителей с сайтом. Данные подтянутся в вашу учетную запись.

Clarity — абсолютно бесплатный инструмент для любого сайта, вне зависимости от количества трафика на нем в момент установки. Вы можете использовать продукт как для начинающего ресурса с десятью посещениями в день, а можете — для такого, который генерирует тысячи посетителей в сутки. При этом, Clarity разработана таким образом, чтобы минимизировать влияние на скорость загрузки страницы — вашим пользователям не придется долго ждать.

Уровни доступа

Для компаний, привлекающих внешних партнеров по маркетингу, консалтингу и другим услугам, важно предоставлять доступ на просмотр данных. Microsoft Clarity имеет два типа доступа: пользовательский (членский) и административный. Пользователи (участники) могут делать все, что не входит в раздел «Настройки» Clarity. Вносить изменения в проект, удалять его и управлять доступом могут только администраторы (в Clarity таких ролей может быть более одной). Это означает, что владельцам сайта не нужно переживать за сохранность настроек и данных.

Независимо от того, являетесь ли вы разработчиком или маркетологом, понимание поведения аудитории важно для повышения коэффициента конверсии и рентабельности инвестиций. С помощью Clarity можно узнать, как пользователи ведут себя на вашем сайте, без необходимости лишней сортировки данных.

Политика конфиденциальности

Отдельное внимание разработчик уделяет безопасности и конфиденциальности данных пользователей. Согласно политике Microsoft, конфиденциальный контент перед отправкой в Microsoft Clarity по умолчанию маскируется. Также есть возможность самостоятельно замаскировать другой контент в соответствии с вашими потребностями. Для этого используйте следующий код в качестве атрибута в DIV в вашем DOM:

data-clarity-mask=»True»

Аналитика

Clarity предоставляет владельцам, маркетологам и аналитикам сайтов:

  • визуальные тепловые карты, иллюстрирующие взаимодействие пользователей;
  • повторы отдельных сеансов;
  • информационную панель для общего представления о взаимодействиях пользователей;
  • продвинутую систему фильтрации.

Как и в Google Analytics, в Microsoft Clarity вы можете увидеть общее количество сеансов, пользователей, время загрузки страницы, количество страниц за сеанс и показатель отказов. Вы также можете фильтровать и просматривать данные по стране, браузеру, операционной системе, по URL входа или выхода.

Панель аналитики (дашборд)

Тут можно получить общее представление о трафике сайта. Панель представлена в виде понятного дашборда:

Дашборд с показателями трафика сайта в сервисе Microsoft Clarity

В таком отчете можно увидеть:

  1. сколько пользователей кликали по несуществующим ссылкам;
  2. сколько людей прокручивали страницу вверх и вниз в поисках того, что не смогли легко найти;
  3. количество ошибок JavaScript, возникающих у ваших клиентов;
  4. сколько времени средний пользователь тратит на навигацию по вашему сайту;
  5. и другое.

Вы самостоятельно можете выбрать блоки, которые будут отображаться на главной панели.

Используя панель аналитики, вы можете видеть совокупные показатели, помогающие лучше понять посещаемость сайта. Вы также можете использовать фильтры сеанса, чтобы узнать больше о поведении конкретной группы пользователей: например, просматривать данные только в определенной стране или в определенной операционной системе. В Clarity есть возможность изменить временные отрезки, чтобы увидеть информацию о производительности за разные периоды.

Тепловизор

Одна из главных функциональных возможностей Clarity — это тепловые карты, которых, по нашему мнению, очень не хватает в Google Analytics. Тут они представлены в двух видах: карты кликов (Clickmaps) и карты прокруток (Scrollmaps). Они, в основном, ничем не отличаются от других аналогичных сервисов анализа, типа «Вебвизора» в Яндекс.Метрике.

Что дают тепловые карты? Наглядный способ изучения огромного числа взаимодействий. Карты кликов показывают, какой контент на вашей странице важен для пользователей и с чем они чаще всего взаимодействуют (куда нажимают кнопками мыши).

Пример карты кликов в сервисе Microsoft Clarity

Выше — пример карты кликов. Области, отмеченные красным цветом, имеют самую высокую частоту нажатий. Обычно они сосредоточены вокруг фокусных точек (например, кнопок или видео) и должны соответствовать тем разделам вашего сайта, куда, по вашему мнению, пользователи должны переходить. Если это не так, стоит подумать об изменении расположения контента на странице.

Карты прокрутки показывают:

  • видят ли пользователи то, что вы хотите им показать (до какого момента они скроллят страницу сайта);
  • когда люди останавливаются;
  • что наиболее важно на ваших страницах.

Тепловизор для проверки сайтов в сервисе Microsoft Clarity

Зачем видеть с чем взаимодействуют ваши пользователи? Чтобы определить успешность дизайна или обсудить возможные изменения сайта, которые простимулируют посетителей совершать целевые действия, выгодные вашему бизнесу.

Воспроизведение сеансов

Никто не может быть точно уверен, что пользователи найдут нужную информацию на странице. Ведь все: и маркетологи, и программисты, и дизайнеры, и даже владелец сайта, имеют разное представление о том, как и для чего люди собираются использовать ресурс.

Clarity покажет, что на самом деле происходит на вашем сайте: вы сможете просматривать записи отдельных сеансов. Это позволит изучить поведение пользователей, выявить возможные ошибки и внести улучшения.

Раздел показателей сеансов в сервисе Microsoft Clarity

Таких видеозаписей может быть неограниченное количество, хранятся они в Microsoft Clarity целый год (что одновременно удивительно и приятно, учитывая отсутствие оплаты за использование инструмента, ведь обеспечение хранения данных несет за собой большие расходы).

Эти воспроизведения также помогут вам увидеть новые закономерности, такие как «гневные клики», «чрезмерная прокрутка» и другие уникальные показатели, о которых поговорим далее.

Механизмы фильтрации

Еще одна крутая фишка Microsoft Clarity — система фильтрации. В дополнение к обычным фильтрам, к которым все привыкли в Google Analytics (временные рамки, типы операционной системы, браузера, демографические показатели и т.д.), тут, с помощью машинного обучения, определяются уникальные метрики, такие как:

  • гневные клики — пользователь быстро нажимал или касался одной и той же небольшой области;
  • мертвые клики — пользователь щелкнул или коснулся страницы без какого-либо эффекта;
  • чрезмерный скроллинг — пользователь пролистал страницу больше, чем ожидалось;
  • быстрые спины — пользователь перешел на страницу, а затем быстро вернулся к предыдущей.

Такие клики/скроллинг подсказывают, что ваш веб-сайт интуитивно не понятен пользователю. Как реагировать? Ну, например, вы можете добавить ссылку на элемент с высоким показателем гневных кликов и сделать его кликабельным: в этом месте посетители ожидают гиперссылку, хотя на самом деле ее там нет.

Рассматривая механизмы фильтрации в Microsoft Clarity стоит отметить, что процесс создания фильтров максимально понятен и прост:

Механизм системы фильтрации в сервисе Microsoft Clarity

Во вкладках с основным дашбордом и воспроизведением видео сеансов также доступны продвинутые фильтры. Они легко настраиваются и позволяют максимально детализировать представленные данные:

Механизм фильтров в дашборде в сервисе Microsoft Clarity

Почему стоит подключить Microsoft Clarity?

Бесспорно, привлечение трафика на сайт является важной задачей. Но этот трафик не поможет вам увеличить продажи, если пользователи не смогут найти на сайте то, что ищут.

Определение элементов страниц, отвлекающих пользователей и, наоборот, работающих хорошо, поможет улучшить взаимодействие с пользователем. И, как следствие, увеличит конверсию.

Microsoft Clarity покажет:

  • какие страницы работают неэффективно или слишком сложны для понимания,
  • какие тенденции указывают на мертвые ссылки,
  • есть ли страницы, которые просто не дают ответов на вопросы пользователей,
  • какой элемент JavaScript работает некорректно или вообще не работает у посетителей.

Более того, возможность просмотра записей сеансов позволит вам точно увидеть, куда кликнул пользователь, что у него не сработало, и предположить, почему он покинул страницу. На основе данных с карты кликов и прокрутки вы сможете разместить ценный контент в центре внимания пользователей. Точно так же и информация о «гневных кликах»: поможет вам создавать интуитивно понятные страницы.

Мы считаем данные, которые предоставляет Clarity, достаточно важными, чтобы обратить внимание на эту программу. Поэтому рекомендуем смело использовать этот инструмент параллельно с Google Analytics.

Кстати, Clarity позволяет интегрировать проект с вашим аккаунтом в Google Analytics.

Интеграция с Google Analytics

Интеграция сервисов позволяет Clarity разместить удобную ссылку на воспроизведение сеанса в ваших GA-отчетах. Таким образом вы можете совершить переход к Clarity прямо из отчетов аналитики и увидеть, как взаимодействовал пользователь, покинувший на каком-то шаге воронку, проанализировать его поведение, найти болевую точку.

Интеграция настраивается достаточно просто, процесс детально описан в справке Microsoft. Вот основные шаги:

Шаг 1. Подключите рабочий аккаунт Google Analytics в настройка Clarity:

Подключение рабочего акаунта Google Analytics к сервису Microsoft Clarity

Убедитесь, что подключение активно, если нет — активируйте:

Активатор акаунта Google Analytics в сервисе Microsoft Clarity

Шаг 2. В меню администратора аккаунта Google Analytics создайте пользовательский (специальный) параметр:

Создание пользовательского параметра в аналитике сервиса Microsoft Clarity

Конфигурация переменной:

  • Название: Clarity Playback URL.
  • Область действия: Сеанс.
  • Активно.

Изменение пользовательского параметра в сервисе Microsoft Clarity

Далее данные начнут поступать в созданный параметр Google Analytics из кода Clarity JavaScript, который вы добавили на свой сайт:

Местоположение достигнутой цели в аналитике сервиса Microsoft Clarity

Юля Залиховская

Руководитель отдела продаж

Узнайте о рекламе для вашего бизнеса!

Задайте Юле вопросы о продвижении сайта в интернете.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Заключение

Плюсы инструмента аналитики Microsoft Clarity:

  1. Абсолютно бесплатный.
  2. Прост в установке.
  3. Удобный для управления командами и проектами для агентств.
  4. Соответствует политикам GDPR и CCPA.
  5. Интегрируется с данными Google Analytics.
  6. Имеет понятный интерфейс.
  7. Есть возможность неограниченного количества записей сеансов.
  8. Хранит записи в течение 12 месяцев.
  9. Имеет неограниченные тепловые карты.

Минусы Microsoft Clarity:

  1. Не сможет полностью заменить Google Analytics.
  2. Невозможно отфильтровать трафик по источнику трафика/кампании.
  3. Нет инструментов A/B-тестирования для тестирования UX или улучшения дизайна.
  4. При интеграции с Google Analytics в отчеты аналитики приходит большое количество «мусорных событий».

Алина Глазырина

главный редактор блога Inweb

Подпишитесь и будьте в курсе!

Алина раз в неделю пишет о главных новостях интернет-маркетинга
Пользовательского соглашения