Гайд по UTM-меткам: зачем нужны, как создавать, где использовать
UTM-метки – это один из простых, а потому популярных способов отслеживания источников трафика на сайте. Эта статья — настоящий справочник для всех, кто хочет объективно оценивать данные от разных каналов продвижения. Материал можно смело добавлять в закладки, чтобы возвращаться к нему в процессе работы с трафиком.
Содержание статьи
- ⚡ Что такое UTM-метки?
- ⚡ Зачем нужны UTM-метки
- ⚡ Из чего состоит UTM-метка
- ⚡ Пример ссылки с UTM-метками
- ⚡ Виды UTM-меток
- ⚡ Где применяются UTM-метки
- ⚡ Динамические параметры UTM-метках
- ⚡ Как добавить UTM-метку к ссылке
- ⚡ Советы по созданию UTM-меток
- ⚡ Где и как отслеживать UTM-метки
- ⚡ Что запомнить о UTM-метках
Что такое UTM-метки?
UTM-метка — что это простыми словами? С английского Urchin Tracking Module — небольшой фрагмент кода, который добавляют в URL для отслеживания трафика из разных источников. Все данные по UTM-меткам попадают в аналитику.
Зачем нужны UTM-метки
Как использовать UTM-метки, если хотите:
- Оптимизировать ROI — это показатель окупаемости инвестиций. С помощью UTM-меток можно отследить трафик с отдельных кампаний в социальных сетях. С помощью них вы точно будете знать, с какой кампании приходят ваши пользователи, и следовательно, будете точно знать, какая именно кампания была эффективней.
- Эффективность рассылок вы также можете выяснить, отследить UTM-метку. Сделав правильные выводы, вы поймете, какие рассылки дают наилучший результат.
- Также вы можете отследить эффективность публикации вашего материала на сторонних площадках.
- UTM-метки могут быть эффективны везде, где нужно провести какой-либо анализ, начиная от эффективности финансовых затрат на инвестиции, заканчивая пониманием приоритетов пользователей. К примеру, вам нужно узнать на какую публикацию пользователи будут реагировать лучше: с видео или без. Это можно определить с помощью параметра utm_content. Все что вам нужно — это создать две UTM-метки для каждого вида контента, а после проанализировать трафик публикаций на ваш сайт.
Кстати, если вы хотите понять, какие каналы приносят вам больше лидов, нужно настроить веб-аналитику. Обращайтесь.
Тип метки | Описание |
🔥 utm_source | 1️⃣ Источник, который привел пользователя на сайт (например, google, newsletter) |
🔥 utm_medium | 2️⃣ Тип трафика, который привел пользователя на сайт (например, email, cpc, banner) |
🔥 utm_campaign | 3️⃣ Кампания, которая привела пользователя на сайт (например, летняя распродажа, акция на новогодние товары) |
🔥 utm_term | 4️⃣ Ключевое слово, на которое был оптимизирован рекламный материал, по которому пользователь перешел на сайт |
🔥 utm_content | 5️⃣ Дополнительная информация о рекламном объявлении, позволяющая отличить одно объявление от другого (например, размер баннера, цвет кнопки) |
Из чего состоит UTM-метка
Для наглядности сравним два URL: обычный и с UTM-меткой:
Обычная ссылка | Ссылка с UTM-метками |
https://inweb.ua/seo/ | https://inweb.ua/seo/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=inweb_2022 |
Из таблицы видно, в обычном URL нет специальных символов, в отличие от URL с UTM-меткой.
Параметры, которые должны содержать UTM метки:
- Фиксированный фрагмент, который нужно будет отслеживать, к примеру – utm_campaign.
- Уникальный параметр, в котором можно указать любое слово. Правильная utm метка существует, об этом дальше.
- Знак «=» соединяет параметры и их значения.
- & — амперсанд, имеет противоположное значение предыдущему, он разделяет параметры UTM между собой.
- ? — вопросительный знак, отделяет оригинальную ссылку от UTM-метки.
Наглядно: какую информацию может содержать UTM-метка
А теперь перейдем к примерам.
Пример ссылки с UTM-метками
URL-адрес может содержать всего пять параметров: 3 обязательных и 2 опциональных.
В примере добавлены три обязательных: utm_source, utm_medium, utm_campaign. Если пропустить один из этих параметров UTM, остальные не будут выполнять свою функцию.
Отсутствие дополнительных параметров, utm_term и utm_content, не влияет на работоспособность UTM-меток. Однако с их помощью вы отследите важную информацию.
Добавлять UTM-метки к ссылке можно в произвольном порядке. Эти ссылки идентичны:
https://inweb.ua/seo/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=inweb_2022
https://inweb.ua/seo/?utm_medium=cpc&utm_source=google&utm_campaign=inweb_2022
Виды UTM-меток
В основном есть два главных типа UTM-меток – обязательные и необязательные, они же опциональные. Параметры первого типа всегда должны присутствовать в ссылке, а вот второй добавляется по необходимости. В каждой группе есть по три метки, к обязательным относятся следующие:
UTM-метка | Описание | Значения | Пример |
utm_source | Наименование источника трафика, рекламной площадки | utm_source=Google | |
Google – реклама в Google Adwords | |||
bing — контекстная реклама в поисковике Bing | |||
facebook – реклама в социальной сети Facebook | |||
utm_medium | Указывает на тип трафика | organic – бесплатный переход | utm_medium=cpc utm_medium=cpm |
cpc (Cost Per Click) в переводе означает «плата за клик», используется для контекстной рекламы | |||
email – это почтовая рассылка | |||
banner, display или cpm (Cost Per Mile) обозначают медийную рекламу | |||
social – реклама в социальных сетях | |||
cpv (cost per visitor); cpa (cost per action); cpp (cost per point) или content-text – другие типы рекламы | |||
utm_campaign | Обозначает название или номер рекламной кампании, позволяя отличить одну от другой в системе статистики | Может задаваться рекламодателем произвольно. Вводится на английском языке, можно транскриптом | utm_campaign= vps_dlya_minecraft |
Где применяются UTM-метки
UTM-метки позволяют собирать более полную информацию о трафике сайта со сторонних площадок. Лучшим вариантом будет ставить UTM-метки на все ссылки, размещенные вне сайта. Наиболее часто UTM-метки для сайта ставят при проведении рекламных кампаний.
Реклама. Благодаря UTM-меткам можно понять, по каким запросам пользователи совершают сеанс на ваш сайт. Отслеживание и анализ UTM-меток позволит вам сократить затраты на нерелевантные запросы, а также сформировать анализ конверсий и выяснить, насколько эффективен этот канал продвижения.
Email-рассылка. Сформировав разные метки для разных типов писем по форме и содержанию, UTM-метки дадут возможность проанализировать, какая из рассылок была наиболее успешной.
Баннерная реклама. UTM-метки помогут понять, окупаются ли затраты на размещение баннера, сколько трафика они приносят и какой из баннеров наиболее привлекательный.
Динамические параметры в UTM-метках
Динамические переменные в UTM-метках поддерживает большинство рекламных систем.
Данная генерация удобна, если у вас настроена динамическая реклама. В этом случае рекламная система автоматически добавит нужные данные в URL при каждом переходе по объявлению.
В каких случаях это будет удобно:
- если вы настроили большое количество ключевых слов для рекламной кампании и хотите понять, какие из них лучше работают. В этом случае вам не нужно генерировать отдельную ссылку для каждого ключа с параметром utm_term, используйте динамическое значение.
Как настроить:
Динамический параметр прописывается в фигурных скобках, пример: utm_term={keyword}.
- чтобы узнать тип устройства, с которого получен клик. В этом случае динамический фрагмент будет иметь вид – utm_content={device}. При клике динамические utm метки, Google Ads автоматически изменит {device} на тип устройства, с которого перешли:
«m» – мобильный телефон;
«t» – планшет;
«c» – компьютер.
Весь список динамических параметров можно получить в справках поисковых систем:
Как добавить UTM-метку к ссылке
Как создать с UTM-меткой в ссылке? Воспользоваться бесплатными генераторами ссылок. Вот три популярных бесплатных генератора ссылок:
- Google Analytics Campaign URL Builder — формирует UTM-ссылки для сайтов;
- Google Play URL Builder — формирует UTM-ссылки для отслеживания приложений в Google Play Market;
- iOS Campaign Tracking URL Builder — формирует UTM-ссылки для отслеживания приложений в App Store.
Все генераторы формируют ссылки по одинаковому принципу. Вы заполняете обязательные поля, а затем указываете опциональные по желанию. Ссылка с utm меткой готова.
Ссылки с UTM-метками для сайтов можно сгенерировать с помощью расширений Chrome, например — UTM.io.
Советы по созданию UTM-меток
Для эффективности работы UTM-меток мы написали ряд рекомендаций по формированию ссылок:
- Обозначайте все обязательные метки: utm_source, utm_medium, utm_campaign. Упустив одну, остальные не будут работать.
- Не используйте UTM-метки на вашем сайте, они сбивают с толку инструменты аналитики и могут создавать ошибки отслеживания.
- Единые правила UTM-меток. Для того, чтобы вам было проще отследить UTM метки, заранее подумайте, по какому шаблону будут формироваться ссылки для разных категорий.
- Все значения должны быть только на латинице, в нижнем регистре, без пробелов (пробелы вы можете заменить — или _).
- Сокращайте ссылки. Чем длиннее адрес URL, тем опаснее он выглядит в глазах читателей, это может привести к тому, что пользователи просто не перейдут по ссылке. Для сокращения значения ссылки можно использовать разные сервисы, к примеру Bitly.
- Ссылки с UTM-метками — это дубли в глазах поисковой системы, что может привести к пессимизации позиций в выдаче. Поисковая система Google рекомендует прописывать атрибут “canonical” на основную страницу без UTM-метки.
Справка Google:
Пример:
https://inweb.ua/seo/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=inweb_2022
<link rel=»canonical» href=»https://inweb.ua/seo/«/>
Если поисковая система не учтет склейку страниц с атрибутом “canonical”, рекомендуем вам закрыть страницы по фрагменту в URL, используя <meta name=»robots» content=»noindex,follow»/>
- Обязательно проверяйте работоспособность ссылки. Для этого вам необходимо вставить в строку браузера ссылку с меткой и перейти по ней. Если ссылка открылась, то все в порядке. Эта рекомендация особенно важна, если вы используете одновременно две разметки (например, gclid и UTM).
- Поисковая система может распознавать ссылки с UTM метками некорректно, если на сайте нет кодировки UTF-8.
Где отслеживать UTM-метки
Как проверить UTM-метки? Отслеживать данные от переходов по UTM-меткам можно в разных системах аналитики, например Google Analytics.
Для этого нужно зарегистрироваться в Google Analytics и добавить сайт, так у вас появится личный кабинет.
Далее нужно выбрать «Acquisition» — > «All Traffic». Откройте вкладку «Source/Medium», и увидите данные по utm_source и utm_medium.
Информация по параметрам utm_source и utm_medium в Google Analytics. Остальные параметры можно посмотреть в «Acquisition» >> «Campaigns» >> «All Campaigns».
Информация по параметрам utm_campaign, utm_term и utm_content в Google Analytics.
Что запомнить о UTM-метках
- UTM-метки — это фрагменты кода, вписанные в ссылку, которые способствуют определению источника трафика;
- UTM-метка состоит из параметра и его значения;
- существует 3 обязательные и 2 опциональные UTM-метки;
- UTM-метки можно сгенерировать, воспользовавшись онлайн генератором UTM-меток, но при желании вы можете создать utm метку вручную;
- при генерации ссылок с UTM меткой стоит помнить, что типы ссылок для веб-сайта, приложения в Google Play Market и App Store отличаются;
- отследить UTM-метки в Google Analytics довольно легко.
Часто задаваемые вопросы про UTM-метки:
Что такое UTM-метки?
UTM-метки — это коды, которые добавляются к URL-адресам веб-страниц для отслеживания трафика на сайте. Они позволяют анализировать источники трафика и понимать, откуда приходят посетители.
Как создать UTM-метки?
Для создания UTM-меток необходимо использовать специальные генераторы, которые доступны онлайн. Наиболее популярными являются Google Analytics Campaign URL Builder и UTM.io.
Зачем использовать UTM-метки?
UTM-метки помогают понимать эффективность маркетинговых кампаний и определять, какие каналы привлекают наибольшее количество посетителей. Это позволяет сосредоточить усилия на наиболее эффективных каналах и увеличить конверсию.
Как анализировать данные UTM-меток?
Для анализа данных UTM-меток можно использовать специальные инструменты, такие как Google Analytics. Они позволяют отслеживать источники трафика и понимать, какие каналы работают наиболее эффективно.