5 советов IT-юриста собственнику бизнеса и маркетологу e-commerce-проекта

Бизнес знает: онлайн теперь можно все: рекламировать и продавать свои товары, формировать бренд, собирать сообщество вокруг него. Компании давно и успешно используют возможности SEO-продвижения, контекстной рекламы, таргетинга в социальных сетях,  наше агентство – тоже.

А как насчет правильного юридического оформления? Иногда в погоне за прибылью владелец может забыть о некоторых юридических особенностях, получить штрафы или даже вызов в суд. Это не только неприятно и занимает время, но и грозит потерей бизнеса. Перспективы неутешительны и опасны! Мы в Inweb следим за обновлениями украинского законодательства и очень рекомендуем прочитать статью, если вы планируете продвигать свой бизнес в интернете, самостоятельно или с нашей помощью.

Советы будут полезны для обширного маркетплейса типа Rozetka и для маленького интернет-магазина. Их всего пять, но они помогут оградить вас и ваш бизнес от негативных сценариев. Советы дала IT-юрист компании Legal IT Group, Зоряна Матюшенко:

Зоряна Матюшенко

  1. Составьте публичную оферту, чтобы защитить свой бизнес

    Хотя клиенты и не приходят к вам в офис или оффлайн-магазин, но ваши отношения все еще регулируются договором, а именно – вашей публичной офертой. По общему правилу, публичная оферта является важным документом, который следует разместить на сайте.
    В грамотно составленной публичной оферте заинтересован сам бизнес, ведь это документ, являющийся защитным щитом.

    Пропишите дисклеймеры, ограничивающие вашу ответственность. А также:

    • возраст пользователей, с которого могут предоставляться услуги;
    • порядок создания и удаления аккаунтов (если присутствует функционал с регистрацией);
    • порядок возврата средств;
    • положение о том, как регулируется показ рекламы, кто ответственен за контент (если на сайте происходит показ рекламы третьих лиц);
    • механизм обратной связи.

    Если говорить о маркетплейсе, то, среди прочего, целесообразно предположить, что он не несет ответственности за использование пользователем сервисов третьих сторон, например, банковских. Также зафиксируйте, что не гарантирована бесперебойная и безошибочная работа сайта.

    Публичная оферта должна быть написана, опираясь на реальную механику взаимодействия с клиентом. Поэтому оторванные от реальности «универсальные» положения из интернета не рекомендуем выбирать для документа, на основе которого вы предоставляете услугу или продаете товар.

    Информация должна быть изложена в краткой, прозрачной, понятной и легкодоступной форме с использованием четких и простых формулировок. Кроме того, сообщайте пользователям о внесении изменений в оферту.

    Обратите внимание, что пользователь имеет право выбирать, соглашаться с условиями оферты или нет. Лучшим вариантом такого подтверждения является clickwrap – активные действия типа проставления галочки «Я соглашаюсь с условиями».

    Нежелательно использовать browsewrap, когда само присутствие на сайте уже является подтверждением согласия. Обязанности использовать именно clickwrap нет, но так будет надежнее, ведь этот способ демонстрирует активное согласие.

    Не следует путать согласие с условиями оферты с согласием на обработку персональных данных. Первая означает принятие условий использования сервиса по части оплаты, регистрации, работы сайта и других. Вторая же касается совсем иного – сбора и обработки персональных данных, то есть обработки данных, указанных для регистрации на сайте или отправке товара. О ней мы еще поговорим в этой статье.

  2. Соблюдайте требования Закона Украины «О защите прав потребителей»

    Хотя торговля осуществляется онлайн, Закон Украины «О защите прав потребителей» все равно распространяется на нее. Этим законом установлены права потребителей, а это в свою очередь порождает обязанности для продавцов товаров и услуг.

    Условно информацию, которая должна быть доступна потребителям, можно разделить на два блока:

    • Информация о товаре. На сайте должна быть информация о продукции, ее количестве, качестве, ассортименте, а также гарантийные обязательства производителя и другие требования, предусмотренные законодательством. Применяются также требования к цене, то есть товар должен быть продан за цену, указанную на ценнике, а в нашем случае – на сайте.
    • Информация о производителе/поставщике услуг. Укажите, кто является производителем и продавцом. Достаточно указать наименование компании, адрес местонахождения и порядок принятия претензий.

    Обратите внимание: вся информация сайта, интерфейс должны быть на государственном языке. То есть на украинском, и никак иначе. Дублирование страниц на других языках допускается, но по умолчанию должна загружаться именно украинская версия. То же касается обслуживания, то есть переписок в чатах с клиентами, телефонных звонков службы поддержки. Подробнее о переводе материалов на украинский читайте в нашем материале «Всем, кто ведет бизнес в Украине: переводим сайты, каналы, приложения на украинский по закону».

    Укажите на сайте условия возврата товара. Конечно, есть перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату, таких как постельное белье или перчатки, но в целом нельзя просто указать на сайте «Товар обмену и возврату не подлежит. Спасибо за понимание!». Бывает и такое, но не стоит так писать, ведь это нарушение закона. Укажите правила, соответствующие законодательным требованиям.

  3. Проверяйте требования перед запуском акции или рекламы

    Закон Украины «О рекламе» определяет требования к рекламным кампаниям. Настоятельно рекомендуем маркетологам ознакомиться с его основами, даже если ваши товары или услуги не в категории потенциально ограничиваемых или рискованных типа алкоголя или табачных изделий. Для других работают общие правила. Какие?

    • В рекламе нельзя использовать объекты авторства других лиц, например иллюстрации из интернета. Если это фото с фотостока, смотрите лицензию и условия, по которым оно доступно для загрузки.
    • Данные в рекламе должны быть точными и достоверными. Никаких дискриминационных утверждений и изображений. Если применяется сравнительная реклама, то следует быть особенно осторожным, чтобы это не подпадало под недобросовестную конкуренцию.
    • Реклама в Украине должна публиковаться на украинском языке.

    Акции и скидки – отдельная тема, которую следует исследовать маркетологу, прежде чем публиковать следующее предложение «3 по цене 2». Такие акции нужно всегда проверять по закону, даже если вы уже запускали РК без проверок. Здесь действует принцип «лучше поздно, чем никогда».

    Закон Украины «О защите прав потребителей» также определяет требования к применению скидок. Да, обязательно должен быть указан срок действия такого предложения и любые ограничения, как вот «Акционное предложение действует, пока товар налицо». Остальное защищает вас от ситуации, когда в интернет-магазине закончился акционный товар, а клиент требует продать его по сниженной цене из следующих партий.

    Сходные требования есть и к тому, что может называться «распродажа». Он должен распространяться на все или на конкретную группу товаров, продолжительность должна быть ограничена во времени, а цена – ниже обычной.

  4. Убедитесь, что вы соблюдаете требования к обработке данных

    В нашей стране работает Закон Украины «О защите персональных данных». Он определяет ряд требований к сбору и обработке данных, а также срокам их хранения и другим нюансам».

    Первое, что следует понимать в контексте обработки персональных данных – это основания для осуществления такой обработки. Закон определяет 6 оснований:

    • Согласие субъекта персональных данных.
    • Разрешение на обработку персональных данных предоставлено владельцу персональных данных в соответствии с законом для осуществления его полномочий.
    • Выполнение договора с субъектом персональных данных.
    • Защита жизненно важных интересов субъекта.
    • Необходимость выполнения владельцем возложенной на него обязанности.
    • Необходимость защиты законных интересов владельца или третьего лица.

    Базовое основание для обработки персональных данных – это добровольное согласие на это. По общему правилу оно должно быть письменным, но для e-commerce-проектов может быть предоставлено ​​при регистрации путем проставления отметки. Важно, что согласие на обработку может предоставляться только в соответствии с четко сформулированными целями. То есть неправильно будет предсказать, чтобы согласие было одно на все сразу.

    Такое согласие может быть отозвано и для этого следует предусмотреть соответствующий функционал. Это особенно актуально для отписки от рассылки. В таком случае персональные данные лица должны быть удалены. Однако даже без отзыва согласия хранить и обрабатывать персональные данные можно не дольше, чем это необходимо для законных целей, для которых они собирались.

    Также, если вы собираете чувствительные данные (о расовом или этническом происхождении, политических, религиозных или мировоззренческих убеждениях, медицинских и биометрических данных и др.), то в течение 30 дней с начала обработки нужно сообщить об этом Омбудсмену.

  5. Позаботьтесь о регистрации ТМ

    Торговая марка – ценный актив компании и надежная защита бренда. Зарегистрировав ТМ можно получить домен с названием ТМ в зоне .UA.

    Без зарегистрированной ТМ есть риск, что кто-то заинтересуется вашим коммерческим наименованием или логотипом и зарегистрирует первым их или что-то очень похожее. В такой ситуации конкурент не только извлечет выгоду из вашего уже разрекламированного бренда и наработанной репутации, но и может забрать ваш бизнес. То есть запретить вам использовать уже его ТМ или через киберсквотинг (перехват доменного имени) в доменном арбитраже.

    Учитывая это, в какой бы сфере ни работал ваш проект, регистрация ТМ будет целесообразна, ведь она становится на защите от посягательств третьих лиц и в целом является важным инструментом защиты бизнеса.

Итоги

Хотя непосредственного физического контакта с клиентами может не происходить, они все равно остаются потребителями в понимании закона, а значит, на них распространяют права потребителей, а на вас – обязанности.

Грамотное юридическое сопровождение важно для успеха e-commerce-проекта, ведь прежде всего это защита вашего бизнеса. Поэтому позаботьтесь о публичной оферте, которая будет написана именно под механику вашего взаимодействия с клиентами. Дважды проверьте, не может ли быть ваша реклама признана недобросовестной, помните о требованиях к обработке персональных данных и подумайте о приобретении такого бизнес-актива, как торговая марка.