Как отслеживать ошибки 404 через Google Tag Manager

При работе с большими проектами очень важно отслеживать все изменения на сайте с целью оперативного исправления всех ошибок, как с точки зрения SEO, так и юзабилити.

Для больших сайтов, особенно тех, где много контента, проблема наличия битых ссылок является достаточно серьёзной. Причин для этого может быть множество: как ошибки контент-менеджеров, так и проблемы технического характера. А если часть контента генерируется пользователями — битых ссылок не избежать.

Также важно и полезно отслеживать переходы на несуществующие страницы с внешних ресурсов. Это нужно, чтобы не терять пользователей, которые перешли по устаревшим или битым ссылкам.

В отслеживании того на каких несуществующих страницах побывали посетители, нам поможет Google Tag Manager.

Существует достаточно много вариантов отслеживания посещений несуществующих страниц. Мы рассмотрим два из них.

Алгоритм настройки отслеживания битых ссылок

Принцип отслеживания прост: мы ищем все посещенные страницы сайта, в теге Title, в которых есть определенный текстовый фрагмент.

Создание новой переменной в GTM

Первым делом нужно создать переменную, при помощи которой мы сможем работать с содержимым тега Title.

Добавление новой переменной в Google Tag Manager

Код переменной:

Создание триггера

Теперь нужно создать триггер, который будет срабатывать на страницах, которые содержат в теге title определенный фрагмент, характерный для страниц 404 ошибки.

Создание нового триггера в Google Tag Manager

Как узнать, какой фрагмент взять именно вам?

Нужно добавить к домену сайта произвольный, несуществующий, url-адрес. Таким образом мы получим страницу 404 ошибки.

Разберем несколько примеров:

http://allo.ua/31231231
Содержимое тега Title на несуществующей странице:
404 Not Found 1 – интернет-магазин ALLO.ua!

Мы можем использовать фрагмент “Not Found” или “404”, но не стоит брать “ – интернет-магазин ALLO.ua!”, так как скорее всего такой фрагмент есть и на других страницах.

Мы можем использовать фрагмент “Not Found” или “404”, или полностью содержимое. Не имеет значения.

http://www.lamoda.ua/13231/
Содержимое тега Title:
Интернет-магазин модной одежды Lamoda.ua — Страница не найдена

Тут лучше использовать фрагмент “Страница не найдена”.

Создание тега отправки события в Google Analytics

Теперь нужно создать тег, который будет отправлять выполненные события в Google Analytics.

Добавление нового тега в Google Tag Manager

Нажимаем сохранить и не забываем опубликовать новую версию контейнера на сайт.

Готово, теперь нужно проверить корректность отправки событий в Google Analytics.

Для этого заходим в отчет “В режиме реального времени” -> “События”, после этого нужно перейти на любой несуществующий url-адрес своего сайта.

Проверка события

Работает! Корректно передается и категория события, и URL-адрес страницы, на которой сработало событие.

Несколько нюансов:

  1. Может быть так, что на страницах 404 ошибки не установлен код GTM, и, следовательно, не работает отслеживание событий.
    На несуществующих страницах не будет фрагмента текста в теге Title, к которому можно привязаться.
  2. У сайта нет страницы 404 ошибки (происходит редирект на главную). В таких случаях нужно перед началом настройки отслеживания посещений несуществующих страниц поправить текущие проблемы.

Алгоритм настройки отслеживания посещения несуществующих страниц №2

Этот метод более сложный, но у него одно очень важное преимущество: возможность отслеживать посещение страниц по коду ответа сервера.

Первым делом нужно создать переменную под названием HTTP Request. Если вы хотите дать ей иное название, необходимо будет его изменить и в коде следующей переменной.

Создание новой переменной в GTM

Теперь нужно создать вторую переменную, которая будет обращаться к первой и отдавать код ответа сервера.

Добавление второй переменной в GTM

Теперь нужно создать триггер, который сработает при получении определенного кода ответа сервера. Таким образом можно настроить срабатывание триггера при любом коде ответа сервера, а не только 404. Этим данный метод и лучше, чем предыдущий.

Создание и настройка триггера в GTM

Следующий шаг — создание тега, который будет отправлять данные о выполнении события в Google Analytics.

Для Universal Analytics.

Добавление нового тега в GTM

Для Google Analytics 4
Для Google Analytics 4

Параметры url-адрес несуществующей ссылки и источник перехода на страницу с ошибкой отслеживаются в GA4 по умолчанию.

Примечание: Важно знать, что сам Google Analytics 4 имеет список рекомендуемых событий, что по сути во время настройки является списком названий, которым рекомендуется пользоваться для корректной работы системы аналитики. То есть если ваше действие сходится с рекомендуемым то важно брать название с данного списка. В случае если не сходится, можете дать событию произвольное название, рекомендовано латиницей, без пробелов и символов, например, в таком формате — event_name.

После того как настройка завершена, можно провести проверку корректности отслеживания. Сделать это можно так же, как и в предыдущем методе.

Заключение

Применив любой из предложенных методов отслеживания 404 ошибок, вы можете без особых проблем вовремя обнаруживать какие несуществующие страницы посещают пользователи, и принять все необходимые меры для устранения проблемы.