Плюсы и минусы использования чек-листов в SEO
Многие SEO-специалисты задумывались о создание своего чек листа, или уже сделали это с целью сократить время на анализ сайта, и систематизировать алгоритм проверки ресурса на наличие ошибок с точки зрения оптимизации.
Использование чек-листов в SEO-студиях
В крупных компаниях, где SEO-специалистов более 10 человек, проблематично контролировать, обучать, давать советы и вообще заниматься профессиональным ростом оптимизаторов. Особенно тяжело заниматься обучением или переобучением новичков.
Именно поэтому руководство вынуждено создавать чек лист для оптимизатора — регламентирование действий каждого SEO-специалиста, т.е. составление списка того, что обязательно должен проверить/выполнить оптимизатор в рамках работ по проекту.
Основные задачи чек-листа в SEO-студиях:
- Регламентирование работ по проекту;
- Контроль выполнения работ по чек-листу;
- Оптимизация времени SEO-специалистов;
- Подогнать всех под общий знаменатель.
Такой чек-лист для оптимизаторов составляет ведущий специалист. На выходе он получается довольно большим и содержит самые распространенные ошибки на сайтах, требующие устранения. В зависимости от сайта указаны различные методы решения проблем и другой обширный пласт знаний и методов, который можно вручить новоприбывшему сотруднику и он, как робот, будет следовать написанному.
Плюсы:
Такого вида SEO чек-лист успешно справляется с поставленными задачами. При помощи такого документа можно контролировать SEO-специалистов, стандартизировать оптимизацию и при проверке их проектов наказывать рублем за невыполнение какого-либо пункта из чек-листа.
При помощи такого метода все проекты выводятся на один вменяемый уровень, и повышается качество предоставляемых услуг. Существенно упрощается и ускоряется процесс обучения новых специалистов, так как нужно всего лишь изучить один документ.
Минусы:
После введения такого регламента для оптимизаторов у них сменится цель работы над проектом. С этого дня они будут работать не на результат в виде:
- Трафик;
- Позиции;
- Конверсия;
- Оптимизация затрат;
- и т.д.
Все силы будут направлены на выполнение пунктов чек-листа и простановке галочек при проверке сайта. Нет результата работы — не имеет значения, ведь все галочки проставлены, а значит оптимизатор свою работу выполнил. Отсутствие результата — это не его проблема, все что от него зависит он уже выполнил.
Из-за введения такого рода контроля над сотрудниками компания сводит на нет стремление SEO-специалистов добиться результата по проекту, оптимизировать затраты, и, самое главное, самому экспериментировать и искать новые пути достижения результата. А это в свою очередь уничтожает профессиональный рост и никакие «тренинги» тут не помогут.
Конечно же, будут сотрудники, которые пойдут искать новые пути продвижения, подвергать сомнению все написанное в документе и проверять влияние тех или иных факторов ранжирования. Это люди с критическим мышлением, но их, к сожалению, единицы.
Использование чек-листа для себя
Некоторые SEO-специалисты приходят к мысли что создание своего собственного чек-листа каким-то образом систематизирует и оптимизирует время на проверку сайта требованиям поисковых систем.
Основные задачи чек-листа для себя :
- Оптимизация временных затрат;
- Систематизация знаний;
- Не забывать что-то проверить;
- Регламентировать выполнение работ по проекту.
Плюсы:
Значительно ускоряется процесс проверки сайта на наличие ошибок с точки зрения оптимизации за счет попунктового выполнения плана. Оптимизатор уже знает куда смотреть и что нужно проверить.
Нет никакой путаницы в голове и уже нет того чувства что забыл что-то проверить, ведь все пункты отмечены и выполнены.
Минусы:
С течением времени и выполнением нескольких десятков аудитов по такому чек-листу у любого SEO-специалиста мозг будет автоматически зацикливаться на выполнении пунктов аудита, а нетипичные ошибки будут упущены из виду.
Всё потому что человек привыкает работать по регламенту и видит он только то что хочет видеть. Если человек выполняет определенную последовательность шагов снова и снова, действие становится автоматическим.
Выводы:
Создание чек листа для SEO-специалиста — полезный инструмент для выполнения поставленных задач, но стоит учитывать человеческий фактор и стараться всё-таки работать не шаблонно.
Нужно, чтобы каждый SEO-специалист в компании не выполнял бездумно то, что написано на бумажке, а понимал, что и для чего он делает и как нужно действовать в нестандартных ситуациях; проявлял инициативу и экспериментировал с различными факторами ранжирования. Только в таком случае команда будет работать эффективно и результативно.
В противном случае мы получаем команду исполнителей, которая на конвейере клепает красивые документы с фирменным стилем напичканными шаблонными решениями, которые до них были использованы сотни раз их предшественниками.